|
Эксперт.UA Закончившийся на прошлой неделе джазовый фестиваль «До#Дж-2008» показал, что музыкальные жанровые границы все больше становятся условностью
В последние годы украинским поклонникам живых джазовых форумов есть из чего выбирать. В стране проходит около десятка фестивалей солидного возраста и репутации, заявляют о себе новые. Можно слушать, сравнивать, находить более близкий по стилю или формату. Донецкий «До#Дж», восемь лет подряд собирающий на своих концертах слушателей со всех концов Украины, является одним из таких наиболее авторитетных форумов и одним из самых демократичных с точки зрения представленных на нем музыкальных жанров. Основатель и президент «До#Дж» Александр Серый объясняет это тем, что фестиваль является не просто музыкальным событием, но и средством популяризации джаза в современном обществе. Потому наравне с концептуальной музыкой «До#Дж» представляет энергичные фанковые проекты, иногда почти танцевальные. К тому же и сами музыканты говорят о том, что джаз в традиционном понимании этого слова существует уже лишь в качестве раритета.
То, что играют сегодня на большинстве украинских джазовых фестов, точнее назвать «импровизационной музыкой». «Музыка черных» дала в свое время определенный пинок установленным нормам. Точно так же сегодня импровизация позволяет на равных существовать и самобытной авторской композиции, и новому видению уже существующего материала — независимо от того, тема ли это из шедевра классической музыки, детского мультика, эстрадного хита или бурятского фольклора. А фестивальный формат позволяет свести это все воедино под знаменами джаза.
С этой точки зрения «До#Дж-2008» оказался наиболее интересным и разноплановым. Ни одного из приглашенных гостей фестиваля нельзя было с непоколебимой уверенностью назвать джазменом в чистом виде. Тем не менее их творчество базируется на мировой джазовой традиции и ее главных составляющих — импровизации, свободе и вариантности.
Белорусскому ансамблю Apple Tea на днях исполнилось пятнадцать лет. За это время фирменный стиль «чайв» стал известен и узнаваем во всем мире. По определению известного российского музыковеда и бессменного ведущего «До#Дж» Владимира Фейертага, в их крепкой традиционно-джазовой основе явственно различается славянское происхождение. Потому как «сыграв как Диззи Гиллеспи, никого не удивишь — один Диззи Гиллеспи уже есть». А композиции Apple Tea действительно насыщены светлым белорусским мелосом и мягкими гармониями.
А вот творчество коллектива Lera GehnerAleksey Popov Project, завершившего донецкую часть феста, напротив, подчеркнуто интернациональное. Лера Гехнер — певица с великолепными вокальными и артистическими способностями, а музыканты ее ансамбля — исполнители с внушительной профессиональной подготовкой. Саксофонист Алексей Попов хорошо известен как лидер собственных проектов. Вместе они играют энергичный фанковый вариант известных джазовых, рок- и поп-композиций. Полученный результат еще раз убедил, что жанровостилевые музыкальные рамки сегодня — вещь условная. А самозабвенно отплясывавшая в зале молодежь подтвердила позицию Александра Серого — сделать джаз музыкой, востребованной новой генерацией, вполне возможно.
При этом в середину фестивального сэндвича хитро вложили выступления артистов, которых обычно относят к интеллектуальному направлению современной импровизационной музыки. Каждый из музыкантов, составляющих выступившего на «До#Дж-2008» трио — Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Андрей Кондаков, — известен как участник и лидер разных проектов. Играя втроем, артисты переходят словно на другую волну, где общение со слушателем происходит на уровне музыкальных и душевных вибраций и полутонов. Если «приемник» слушателя эту волну ловит, удовольствие от импровизационной звуковой мозаики, создаваемой роялем, трубой, контрабасом и перкуссией, гарантировано. Таких слушателей на донецком фестивале хватало.
И они же с восторгом реагировали на игру на донецком фестивале международных джазовых звезд валторниста Аркадия Шилклопера и пианиста Михаила Альперина. Их музыке кто-то дал меткое определение «спонтанной импровизации», в которой музыкальные темы служат импульсами для развития свободной исполнительской фантазии. А сохраняющееся при этом ощущение единой формы, композиции и ансамблевого единства рождает у слушателей чувство, что они присутствуют при демонстрации высшего джазового пилотажа.
По мнению Михаила Альперина, границы между отдельными музыкальными направлениями — это искусственно придуманные понятия. «В Индии говорят: между днем и ночью нет границы, хотя все знают, что такое день и что такое ночь. Так и в музыке — все едино и все служит выражению нашего внутреннего мира. Главное — иметь, что сказать, поскольку нередко словарный запас путают с наличием мысли», — говорит Альперин.
Алла Перова
28.04.08
|